wordpress themes.

Логопед о речевом развитии детей.

 Все родители с нетерпением ждут, когда ребенок научится говорить. Со временем начинает волновать еще вопрос о том, как именно он говорит: правильно ли выговаривает буквы, богат ли его словарный запас, легко ли понять сказанное. Разобраться с возникающими проблемами и скорректировать их поможет специалист – логопед.
Логопеды отмечают, что судить о том, нет ли у ребенка нарушений речи, можно только когда ему исполнится 5-6 лет. До этого времени его речь проходит этап становления, и совершенно нормально, если малыш не выговаривает какие-то буквы. Главное, чтобы он говорил и развивал эти навыки.
Чтобы определить причины нарушения речи, может потребоваться не только консультация логопеда, но и невролога или ЛОР-врача.
Поводы для беспокойства
Нарушение речи у ребенка – это сложности с произношением, грамматическим строем предложений, бедность словарного запаса, порывистая, невнятная или прерывающаяся речь. Этими проблемами занимается и медицина, и психология, и педагогика, поэтому эффективность логопедической коррекции зависит, как правило, от квалификации врача, который ее проводит. Заметим, что на фоне проблем с речью, слух ребенка может быть в пределах нормы, как и его интеллектуальный уровень.
Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих; твёрдых — мягких, [р] – [л]). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Комментарии закрыты.